Сослать в Сибирь!

Истории томских семей российских немцев как часть истории целого народа

Завершилась очередная этнографическая экспедиция, организованная томским Российско-Немецким Домом при финансовой поддержке Международного союза немецкой культуры. РНД совместно с НИ ТГУ собирает материалы об этнических немцах, депортированных в 1941 году  на север Томской области. В этом году экспедиция собирала материалы в семьях, проживающих в Кривошеинском районе.

Наталья Князюк (в девичестве Оленберг) показывает семейный альбом. «Отец был немцем, его сослали сюда в Сибирь, а мама из Белоруссии, ее семья добровольно сюда приехала, «за землями», как тогда говорили. Тут они и познакомились, поженились, и я здесь родилась».

История семьи Оленберг типична для семей российских немцев. Елизавета Христиановна Оленберг, бабушка нашей героини, в начале второй мировой войны была сослана из Запорожской области сначала в Кемеровскую, а уже оттуда в Кривошеинский район. Без мужа (на тот момент он находился в трудармии, а позднее был расстрелян как враг народа), с детьми на руках, из всего скарба – лишь небольшой сундучок да узел с тряпьем.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев. Для этой цели заранее на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев.

 

- Как Ваши родители познакомились? – спрашивает Светлана Липовка, член этнографической экспедиции РНД.

- Ой, эту историю в семье часто рассказывали, - смеется Наталья. – Мама на суженого решила погадать и в пламени свечи увидела кепку, отец носил которую в то время. Говорит, такая только у Альберта в нашей деревне. И стала к нему присматриваться. Подружились они быстро, вот только сестры мамины были против свадьбы, говорили, мол, брата на фронте фашисты убили, а ты за немца замуж собралась! Но отец не заробел, просто увел ее из семьи. А потом и поженились.

Жила молодая семья Оленберг вместе с бабушкой-немкой.

- Мама очень категоричная была, - продолжает Наталья. – Запрещала бабушке даже говорить на немецком. А она же лютеранка, и молитвам, и песням нас учить хотела.

К разговору присоединяются брат Юрий и сестра Галина.

- Мне больше всех в этом плане повезло, - говорит Галина, - я часто с бабушкой спала, и она мне тихонько песни пела, молитвам учила на немецком.

- Маму можно понять, - продолжает Юрий. – Время ведь такое было, страшно. Посекли портрет Сталина в конторе, а отца за это чуть не посадили.

- Кто посек? – уточняет Светлана.

- А кто ж его знает?

- А отец при чем?

- Да потому что немец! Враг!

Подобные истории есть практически в каждой семье. Члены экспедиции Российско-Немецкого Дома и Томского государственного университета по крупицам собирают их, создавая книги памяти российских немцев. 24 семьи посетили в этом году этнографы в Кривошеинском районе. Их истории записаны, выстроена генеалогия, собраны копии документов и фотографий. По итогам нынешней экспедиции будет издан очередной сборник «Российские немцы в этнокультурной палитре Томского Севера». Три таких сборника можно прочесть на нашем сайте, четвертый вот-вот выйдет из печати.  Истории переселенцев шокируют современное сытое поколение, ведь выживать им приходилось в нечеловеческих условиях голода, холода и болезней.  

В планах следующего года посетить Чаинский район, чтобы закончить начатые в 2013 году исследования по изучению этнокультурной истории и современного состояния этнической группы российских немцев, проживающих на территории Нарымского края Томской области. Ранее были обследованы пять районов − Александровский, Парабельский, Молчановский, Каргасокский и Колпашевский.

Источник: Томский обзор

18 июля 2018