Johannistag

День св. Иоанна (Johannistag)

24 июня – день летнего солнцестояния, древнейший праздник германцев и одновременно простой, а главное удобный способ узнать, стоит ли, поддавшись увлечению, связывать себя узами брака. В Иванову ночь юноша и девушка брались за руки и прыгали через большой костер. Если во время прыжка они не разжимали рук, то и у них, и у окружающих появлялась твердая уверенность в том, что и в жизни – в горе и в радости – они будут держаться вместе. Если же у них возникало стремление перемахнуть через огонь в одиночку, то от этого брака ничего хорошего ждать не следовало.

Впоследствии, он был определен церковью как праздник в честь рождения Иоанна Крестителя и таким образом получил христианское значение.

Иоанн Креститель (Johannes der Täufer) – пророк, возвестивший миру приход Иисуса Христа. Он крестил людей в реке Иордан, у него принял крещение и сам Иисус Христос. В те времена крещение представляло собой ритуальное омовение, символизирующее духовное очищение; позднее приобщение к христианской религии, символом которой является крест. Отсюда и русское слово «крещение». Немецкие же слова «Taufe, taufen» хоть и переводятся соответственно как «крещение, крестить», не являются однокоренными со словом «крест» («Kreuz»).

Суровый аскет Иоанн Креститель, вероятно, был бы не очень обрадован, если б узнал, сколько языческих обрядов будет связано с его днем рождения (который он сам в соответствии с иудейской традицией никогда не отмечал). Впрочем, никто точно не знает, когда родился Иоанн Креститель, и не исключено, что этот день приурочили к празднику с тем, чтобы хоть немного отвлечь людей от необузданного веселья и древних суеверий. Подобным образом церковь нередко поступала и с другими праздниками.

Огонь

День летнего солнцестояния был связан у древних германцев с культом огня, обладавшим, по их мнению, очищающей и животворной силой. Этот день магический и потому, что солнце стоит в наивысшей точке, обладает наибольшей властью и, следовательно, придает магии огня самую большую действенность. Поэтому в ночь на 24 июня повсюду жгли костры, вокруг которых до утра веселилась молодежь. А кто в этот день перепрыгнет через Иванов костер – преодолеет беду и очиститься от болезней, а если все пары протанцуют вокруг огня, охранные чары станут еще действеннее. В огонь бросали волшебные травы, чтобы усилить действие волшебства. В огонь опускали пропитанные смолой метлы, и парни танцевали потом с горящими метлами-факелами. Часто в костре поджигали продырявленные деревянные диски, затем вставляли палку в дырку и взмахивали диском в темноту: летящий огненный диск изгоняет эпидемии и продлевает жизнь любимым. С гор скатывали горящие колеса. В костер бросали также соломенную куклу, изображающую ведьму, березовую ветку, украшенную лентами и перьями, символ плодородия и жизни, Корнмэдхен (Kornmädchen), связанную из последнего снопа жатвы.

И церковь, и светские власти долго и безуспешно боролись со всеми этими языческими обычаями, неоднократно запрещали костры, но тщетно: со средних веков костры на Иоганнесфест зажигали по всей Германии вплоть до конца XIX века. В зажигании костра должны принимать участие все члены общины, а кто не участвовал в этом обряде, того дразнили мальчишки в своих песнях скрягой и штрафовали, и даже если кто-либо не мог по каким-то причинам участвовать в празднике, он обязан был появиться хотя бы на короткое время и выпить стакан вина.

В конце концов, церковь смирилась и благословила то, что когда-то проклинала. Первыми на это решились епископы Вюрцбурга в XV веке, а за ними последовали и все остальные.

И пастыри, и паства охотно приняли новый обычай. Ведь все хорошо знали, что против освященного церковью огня не устоит и сам Сатана.

В эту же ночь в немецких деревнях России парни ходили с песнями от дома к дому, и хозяйки давали им за песню яйца.

Следует отметить, что в ночь накануне Дня св. Иоанна активизируются не только добрые, но и злые магические силы. Полагали, что лошади в День св. Иоанна могут говорить, вода превращается в вино, утонувшие колокола – звонить, души усопших – посещать своих родственников. Ребенок, родившийся в эту ночь, мог быть ясновидцем, но мог стать и оборотнем.

Молодые люди с нетерпением ожидали утра. Дело в том, что на Троицу, влюбленные юноши ставили под окнами своих любимых майские деревья – большую зеленую ветку или украшенный зеленью шест, на который вешали гостинцы и прочие маленькие подарки. Это означало предложение руки и сердца. В День св. Иоанна на этот символический вопрос полагалось дать столь же символический ответ. Которым служил венок. Если в него были вплетены васильки, это означало согласие; если же чертополох – отказ. С другой стороны, растение являлось еще и символом супружеской верности из-за своей «прилипчивости».

У немцев Поволжья главным элементом обрядности в Иванов день (Johannesfest) были огни (Sonnwendfeuer), в зажигании которых принимали участие все члены общины.

У немцев Сибири главным цветком, собираемым 24 июня, был зверобой, который так и называли «Johanniskraut» - «трава Иоанна».

Травы в обрядах Дня Иоанна Крестителя

Ромашка (Kamille), чабрец (Thymian) и полынь (Beifuß), зверобой (Johanniskraut), плакун (Bärlapp), шпорник (Rittersporn)и розы (Rosen), васильков (Kornblumen) и лилий (Lilien), дубовых листьев (Eichenlaub), мака-самосейки (Klatschmohn), полыни (Beifuß) и папоротника (Farnkraut) делали букеты и вешали их над дверью и у окна, плели венки, которые могли весь год висеть в комнате, считалось, что они сохраняют дом.

У немцев Сибири венок из иоанновых трав, положенный девушкой под подушку, помогал ей увидеть во сне суженного.

Обязательные элементы

Иваново дерево (Johannisbaum) – во многих местностях непременная принадлежность праздника: как и на майское дерево, не него пытается, соревнуясь между собой взобраться молодежь. Крона деревца увешана позолоченными орехами, фруктами, лентами, яйцами и цветами.

Иванов венец(Johanniskrone) – это городская форма летнего дерева, он сплетается из веток и листвы, украшается нанизанными на шнурок яйцами, цветами и розами из пестрой бумаги и мишуры. Раньше он висел на рыночной площади или там, где проходили танцы. Вечером на него насаживали свечи и освещали празднество.

Иоаннов венок(Johanniskranz) – девушки в немецких деревнях Сибири плели венки и перед заходом солнца бросали их в реку или озеро – если венок благополучно плыл по воде, то его хозяйка могла ожидать скорой свадьбы. Но девушке, у которой венок утонул, не стоило надеяться на замужество до следующего Дня св. Иоанна, и утонувший венок предвещал хозяйке болезни и несчастья целый год.

Вода

Воде в этот день приписывались особые целительные свойства: все российские немцы в этот день старались искупаться, так как это купание должно было придать заряд жизненных сил и принести счастье, и также все в этот день стремились облить друг друга водой. Вместо купаний у немцев Поволжья в 20 веке могли устраиваться купания на лодках.

 

Изучить данный праздник подробнее Вы можете:

1. Инга Томан. Под редакцией Тамиллы Томан.

Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. – М.: Издательство «МСНК-пресс», 2005. – 224 с.

2. Шишкина-Фишер Е. М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АОО «МСНК»; «Готика», 2002. – 328 с.

 

24 июня 2020