Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Секреты работы переводчика

Впервые Российско-немецкий Дом в Томске выступил платформой для семинара по профориентации  для школьников «Секреты работы переводчика».

Почему Российско-немецкий Дом занимается организацией семинара для подростков?

В настоящее время развитие партнерских отношений с профилирующими гимназиями и школами с углубленным изучением немецкого языка дает возможность Российско-немецкому Дому организовывать мероприятия для школьников. 

Так в мае 2013 года в Российско-немецком Доме Генеральный консул Германии в Новосибирске Найтхарт Хефер- Виссинг лично вручил языковые дипломы ученикам томских гимназий №29 и №6. Это событие стало одним из ключевых мероприятий, направленных на поддержку и сохранение немецкого языка в школьной среде.  

Как появился семинар «Секреты работы переводчика»? 

В этом году директор РНД Александр Гейер и языковой ассистент из Германии Александр Шлегель подали заявку на проведение обучающего семинара для школьников в фонд Центрального управления школ Германии (ZfA) и получили финансовую поддержку. 

Кто знакомил школьников с переводческой деятельностью?

Александров Олег Анатольевич - председатель Ассоциации учителей немецкого языка Томской области 

Кобенко Юрий Викторович - доктор филологических наук, НИ ТПУ 

Логинов Николай Николаевич - начальник отдела протокола администрации Томской области 

Представители компании PALEX 

Ксения Минакова – практикующий переводчик

Какие блоки преподавались школьникам?

Школьники совершили экскурсию по будущей профессии на факультете изучения иностранных языков в Томском Госуниверситете.  Работа семинара содержала следующие тематические блоки: синхронный, устный последовательный перевод, стилистика немецкого языка, военный перевод, диалекты российских немцев. 

Какая ситуация с изучением немецкого языка складывается в регионе, а знаете ли Вы, что?

Ровно 20 лет назад именно Томск выступил инициатором непрерывного образования российских немцев по немецкому языку. Сейчас эту задачу считают одной из приоритетных направлений МСНК: 

Большинством голосов участниками Съезда по его итогам была принята Концепция этнокультурной деятельности Самоорганизации немцев России в 2015-2024 гг. на десятилетний период до 2024 гг. Согласно Концепции выделены ближайшие (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные цели и задачи (6-10 лет).

 Документом подразумевается на первом этапе дальнейшая концентрация усилий на следующих приоритетных направлениях:

Совершенствование языковой работы с упором на создание системы непрерывного языкового образования как главного элемента сохранения культурной идентичности российских немцев, включая в том числе, усиленное развитие системы раннего изучения немецкого языка. Подробнее... 

Еще в 1995 году в Томской области развернулась работа экспериментальной педагогической площадки "Создание непрерывной системы углубленного обучения немецкому языку (сад-школа-вуз-послевузовское образование-курсовое обучение) российских немцев, дисперсно проживающих на территории Томской области.

Инициаторами площадки выступил Русско-немецкий центр при ТПУ (директором был А.А. Фрицлер)

В то время к деятельности ЭПП были подключены на добровольной основе 12 общеобразовательных школ и гимназий г.Томска, 5 школ Томской области,  6 дошкольных учебных заведения. Кроме того,  большой вклад в организацию  учебно-методической работы  внесли VDA, ZfA, DAAD, Гете-институт, издательства Интернатьонес и Хубер Ферлаг, телерадиокомпания "Deutsche Welle".

Сегодня немецкий язык вымывается из образовательного процесса. Российско-немецкий Дом считает своей приоритетной задачей обучать немецкому языку на курсах и кружках и поддерживать мероприятия в области преподавания и изучения языка Шиллера и Гете.

 Кто же является звездными воспитанниками экспериментальной площадки?

Среди участников площадки можно выделить Андрея Байтингера – микрохирурга, Ксению Минакову – студентку Мюнхенского университета, Юнну Шмидт – клинического психолога в Санкт-Петербурге.

У системы раннего обучения немецкому языку есть свои плюсы, рассказывает Евгений Вагнер, участник системы непрерывного образования в Томске – в начале 90-х я ходил в дошкольную группу по немецкому языку, следующей площадкой моего обучения стала прогимназия «Кристина», которая в то время называлась "Школа-сад Кристина. В пятый класс я пошел в Гимназию №6 с углубленным изучением немецкого языка. 

Наш класс, который выпустился из «Кристины», считался лучшим по успеваемости не только в Гимназии №6, но и в масштабах города. Только к концу выпускных экзаменов в нашем классе было шесть или семь медалистов - говорит Евгений. За время учебы нас постоянно задействовали во многих образовательных и творческих проектах. Мы были участниками языковых лагерей и площадок. Приятно вспомнить детство с песнями и танцами в Российско-немецком Доме. На занятиях по немецкому языку мы получали индивидуальный подход к каждому из учеников. В 11 классе мне удалось занять третье место в городской олимпиаде по немецкому языку, что давало мне возможность без вступительных экзаменов поступить на факультет иностранных языков в ТГПУ. В этом, конечно, на 100 % была заслуга моих преподавателей и наставников. 

С самоорганизацией российских немцев я познакомился в сознательном возрасте. Работая директором Ресурсного центра в Томске, я прошел обучающий семинар для этнических немцев «Школа молодых лидеров». В конце прошлого года был в составе сборной группы из России на семинаре во Франкфурте на Майне. Не смотря на то, что я долго не практиковал немецкий, уже на второй неделе в немецко-язычной среде свободно заговорил. 
Хочу выразить слова благодарности учителям немецкого языка - Ларисе Карловне Шпетер, Фомичевой Лилии Юрьевне и многим другим. Очень здорово, что помимо классического немецкого языка мы изучали технический немецкий, литературу Германии, гид-перевод и многие другие языковые дисциплины.

 Я уверен, что систему непрерывного образования можно считать успешным проектом. В учениках закладывалось не только понимание немецкой культуры и языка, но и общее представление общекультурных ценностей.

Евгений Вагнер является выпускником НИ ТГУ, МФУ, который в 2009 году закончил с отличием по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2009-2010 году Евгений Вагнер занимал пост помощника первого заместителя Губернатора Томской области, с 2010 по 2013 работал советником председателя городской Думы. Сейчас он является руководителем управления молодежной политики администрации нашего города.

Какие проекты по языковой работе будут проходить в скором времени? 

В конце мая начале июня на площадке Российско- немецкого Дома в Томске пройдет всероссийский семинар по раннему обучению немецкому языку. Мультипликаторы по детской языковой работе будут делиться опытом работы с дошколятами и учениками начальных классов.Организатором семинара выступает Институт Этнокультурного образования BIZ.

 

ФОТО ВК

Следите за обновлениями по набору на участие в семинаре на нашем сайте и портале российских немцев Rusdeutsch.ru

Информационный отдел ОГАУК "Томский областной Российско-немецкий Дом"

 

21 апреля 2015