Этнографическая экспедиция 2015 (1-10 июля)

Этнографы привезли материалы по этническим немцам в Колпашево 

С 1 по 10 июля усилиями РНД и томского госуниверситета при поддержке МСНК прошла третья этнографическая экспедиция "Российские немцы в этнокультурной палитре Томского Севера". 

 

Восемь человек, включая студентов и  профессора кафедры музеологии, представителей самоорганизации российских немцев и лютеранской общины г. Томска, приехали в Колпашевский район, не только с целью посетить Нарымский край с богатой историей политической ссылки, но и познакомиться с культурой и традициями немцев, депортированных в 1941 году в Томскую область, а потом выпустить сборник этнографических статей и открыть фотовыставку о немцах в Колпашево.

Участники экспедиции сумели собрать внушительное количество материалов по истории депортации, кухне, традиционным праздникам как Троица, Рождество и Пасха. При сборе этнографического материала использовались диктофоны, экшн-камера, фотоаппаратура. Из экспедиции привезено большое количество фотографий, передающих колорит и особенности быта семей российских немцев. Также этнографам удалось собрать предметы духовной культуры. 

1 июля группа этнографов на автобусе отправилась в Колпашево по Новосибирской трассе.  Чтобы попасть в город Колпашево, необходимо более четырех часов ехать по ухабистой дороге и час плыть по реке Обь. После бездорожья большинство участников экспедиции  впервые плыли на пароме. 

Колпашево существует с 17 века, в начале 20 столетия поселок имел статус административного центра Нарымского округа. В истории политической ссылки  широко известен Колпашевский Яр, в этом месте находятся  массовые захоронения расстрелянных и погибших репрессированных.

Этнические немцы живут в этом крае с 1941 года, до 1956 многим семьям приходилось отмечаться в комендатуре, было запрещено покидать эти места. В то время в одной из деревень находилась целая немецкая слобода, немцы жили тесно к друг другу.

В деревне Саровка находилась немецкая улица, но сейчас там практически нет немецкого населения, уже многие дома заброшены, дружат между собой только семьи Бауэр и Магер.

 

За время экспедиции группе удалось встретиться с двадцатью семьями этнических немцев, в основном эти люди были депортированы из Украины.

 

Каждый день происходила работа с местным населением. С утра этнографы посещали информантов и проводили опросы. В вечернее время этнографы общались с некоторыми семьями в неформальной обстановке. Гостеприимные немцы угощали домашней кухней и рассказывали истории из жизни в северных районах области.  

 

На пятый день этнографы отправились в Саровку. Разговор состоялся с Еленой Петровной Магер. В этих краях она живет с шести лет, долгое время занималась лесозаготовками.

- Мы тут свои, - рассказывает Елена Петровна. Она не говорит по-немецки, но помнит песни из детства своей матери, иногда поет их со своей подругой Розой Петровной Бауэр. 

6 июля этнографы выехали в село Тогур. Фурман Эрих Иванович вспомнил тяжелые моменты из своей жизни, как его семью перевозили в скотном вагоне из Украины на север Томской области. Эрих Иванович родился в 1928 году, родители Эриха разговаривали в семье только на немецком языке.

Деревни в Колпашевском районе умирающие, так их называют местные жители. Работы практически нет, приходится ездить в Колпашево. Село Тогур известно благодаря старому храму Воскресения Христова, построенному два столетия назад. Храм выглядит загадочно для сельской местности. В годы гонений были украдены ценные иконы. Сторожилы села рассказывали, что некоторые иконы удалось спасти. В храме находится старый подъем на колокольню, сейчас там ведутся ремонтные работы, которые затянулись из-за отсутствия финансирования. 

За 10 дней исследователям удалось посетить церковь в Тогуре и Колпашево. В Колпашево Отец Сергий рассказал об устройстве Вознесенского кафедрального собора. Строительство этого собора было всенародным. Каждый мог заложить свой именной кирпич в стены храма. 

 8 июля участники экспедиции отправились в Новосёлово. Ольга Михайловна Рындина (доктор исторических наук ТГУ, руководитель практики к немцам в г. Колпашево) беседовала с Еленой Генриховной Классен.

- Судьба у женщин, которые жили в Новосёлово, была трудной. Происходило всякое, перед моей матерью закрывали двери и говорили, что делать ей тут нечего, - рассказывает Елена. Ее не признавали на своей родине. Чтобы участвовать в школьных олимпиадах в Колпашево, матери Елены необходимо было идти пешком в райцентр и отпрашивать дочь в комендатуре. До семи она говорила на платдойче. 

Зачем этнографы поехали в Колпашево?

 

Все наблюдения и записи, сделанные этнографами, считаются первой научной информацией о немцах в Колпашево, раньше никто из исследователей не занимался сбором этнографических материалов в этом месте.

 

Студенты Госуниверситета учатся в экспедиции собирать этнографические материалы, фиксировать семейные хроники. Сбор данных по материальной и духовной культуре происходит путем интервью и метода наблюдений.

 

Полученные материалы будут опубликованы в сборнике по этнографии немецкого населения, отдельные статьи будут представлены на научных конференциях. 

Юлия ФАЛЛЕР

Информационный отдел ОГАУК "Томский областной Российско-немецкий Дом"

15 июля 2015